Эксперт: в туротрасли остались эффективные игроки
Коммерческий директор «Связной Трэвел» Андрей Осинцев в интервью TRN рассказал о главных трендах и прогнозах развития рынка в 2017 году, особенностях запросов туристов и перспективах онлайна.
TRN: Андрей, как будет, на ваш взгляд, развиваться сегмент самостоятельных путешествий и рынок в целом в 2017 году?
Андрей Осинцев (А.О.): В 2017 году туристический рынок по-прежнему испытывает те же проблемы, что и с момента начала кризиса в отрасли, однако отмечу, что негатива в целом стало меньше.
Предыдущие годы, когда выездной туризм падал на 20%-30%, а игроки покидали рынок по несколько за квартал, прошли. Сейчас и в сегменте OTA и в туротрасли в целом остались только те, кто может быть эффективным. Я не ожидаю, что в ближайшие годы нас ждет еще одна череда банкротств основных игроков.
Выездной туризм в 2017 году по-прежнему сокращается, однако темпы падения снижаются до 8%-10%. Причин сокращения негативной динамики несколько.
Нижняя точка падения выездного турпотока все ближе, и можно ожидать, что уже в следующем году количество выезжающих туристов сохранится год к году. Кроме того, на снижение динамики влияет укрепление рубля, а также тот факт, что путешественники привыкли к сравнительно новым курсам доллара и евро и начали прагматичнее подходить к расходам в поездках.
Мы видим по нашим продажам, что снижение курсов стало одним из стимулирующих факторов всплеска интереса к коротким поездкам. Многие люди воспользовались укреплением рубля и выгодными предложениями авиакомпаний, и активно путешествовали в феврале. Число бронирований на длинные февральские выходные в 2017 году выросло более чем в 1,5 раза относительно аналогичного периода прошлого года. А количество бронирований с вылетом в ближайший уикенд (17—19 февраля) и возвратом 25—27 февраля — на 20%. Причем, в числе направлений-лидеров, помимо традиционных для этого периода Сочи и Минеральных Вод, мы видим Ереван, Тбилиси, Минск, Баку, Мюнхен и ряд других зарубежных направлений.
С наступлением кризиса в отрасли снизилась частота поездок за рубеж, сроки пребывания также уменьшились. Сокращается и глубина бронирования. Люди по-прежнему не готовы планировать поездки сильно заранее и начинают обдумывать свой отпуск путешествие максимально осторожно по разным причинам: курсы валют, ситуация на нынешнем месте работы и т. д.
Снизился и средний чек авиабилета (примерно на 20–30%), на это повлияло укрепление рубля, появление на популярных направлениях лоукостера «Победа» и изменение тарифной политики основных российских авиакомпаний (появление тарифов без багажа), что, безусловно, вызвало рост конкуренции и общее снижение цен на авиабилеты в 2016 году.
TRN: А как оцениваете развитие внутреннего туризма?
А.О.: Если говорить о внутреннем туризме, то он по-прежнему не компенсирует падения выездного. Это обусловлено несколькими причинами. Главное — это маленький выбор мест, куда можно отправиться в России. Зимой — это Сочи, Домбай и Шерегеш, а летом — курорты Краснодарского края и Крым, Минеральные воды (оздоровительный туризм показывает стремительный рост). Инфраструктура большинства российских курортов по-прежнему уступает даже самым недорогим зарубежным направлениям (Турция, Черногория, Болгария). Зимой жителям европейской части России, которые хотят получить высокий уровень сервиса и инфраструктуру, по сути некуда поехать внутри России, кроме Сочи. Курорт развивается, но его ресурсов недостаточно для удовлетворения спроса.
Если говорить о летних направлениях, то самостоятельному путешественнику по-прежнему очень сложно спланировать поездку в Крым. Цены на авиабилеты довольно высокие, ж/д-сообщение организовано, но все равно с пересадками, а отсутствие качественных онлайн-сервисов бронирования отелей отпугивает значительную часть самостоятельных путешественников.
Курорты Краснодарского края в этом году будут пользоваться популярностью, особенно Сочи, но в 2017 году для путешественников открыта Турция, а начало полетов «Победы» в Аланию вряд ли прибавит самостоятельных туристов на российском побережье Черного моря.
В сегменте железнодорожных перевозок я отмечаю позитивные изменения по сравнению с предыдущими годами. РЖД увеличила глубину бронирования билетов и стала более гибкой в плане цен. Компания сейчас делает многое для популяризации железнодорожных перевозок (грамотное продвижение продуктов, интересные условия для партнеров). В продажах ж/д билетов уже не так выражена сезонность, как это было раньше, теперь ж/д билеты доступны за 60 дней до даты отправления, а не за 45 дней как было ранее.
Растет оздоровительный туризм, и я считаю, что это направление перспективным. Реализовать свой потенциал полностью этот вид туризма сможет, когда начнут работать качественные партнерские программы.
TRN: Какие главные тренды можно выделить в запросах туристов в этом году?
А.О.: Прежде всего, мы видим, что самостоятельные путешественники стали чаще приобретать страховки. Я говорю и о страховании здоровья при поездках за границу, и о продуктах, компенсирующих путешественнику потерю багажа, отмену поездки. Клиенты готовы заплатить сравнительно небольшую сумму за страховку, чтобы чувствовать себя безопаснее в путешествии.
Российские путешественники по-прежнему пользуются для заказов авиабилетов и гостиниц разными сервисами. Хотя, многие компании стремятся к тому, чтобы предложить в рамках 1 сайта полный спектр услуг для планирования путешествия, доля бронирований гостиниц в общем объеме продаж у таких OTA не превышает 5%.
Самостоятельные путешественники продолжают активно использовать мобильные устройства для покупки билетов. Мы видим взрывной рост мобильного трафика и по итогам 2016 года, и в начале 2017. При этом трафик десктопной версии не растет.
Наиболее эффективным каналом продаж являются мобильные приложения. Конверсия в покупки у пользователей приложения в 2 раза выше, чем даже через мобильную версию сайта. Приложением пользуется лояльная сервису аудитория, больше половины которой совершает 2 и более покупок ежегодно.
TRN: Какую долю сейчас на рынке занимает сегмент онлайн-продаж?
А.О.: «Связной Трэвел» продает билеты через сайт, мобильную версию, приложение, а также в салонах «Связного» и через электронные каталоги, расположенные в магазинах. Сейчас доля онлайна в рамках OTA составляет порядка 65%.
TRN: Планируете ли внедрение каких-либо технологических новшеств?
А.О.:В начале года мы провели редизайндесктопной версии сайта, увеличив общее быстродействие в 2 раза, улучшив визуальное восприятие и доработав интерфейс с учетом изменений в тарифной политике авиакомпаний и доступности различных услуг — таких, как покупка дополнительного багажа, выбор места в салоне самолета, SMS-информирование, регистрация на рейс и оформление страховых продуктов вместе с покупкой авиа-и ж/д билета. Конверсионность выросла на 5%-10% на каждом этапе: от поиска до оплаты билетов.
Также покупатели ж/д билетов через сервис «Связной Трэвел» смогут возвращать деньги в случае отмены путешествия в магазинах «Связного» (2700 в 950 городах страны). Раньше данная услуга была доступна только в кассах РЖД и ФПК. Также мы запустили продажу билетов на автобусы и сейчас расширяем ассортимент доступных рейсов за счет подключения нового поставщика — компании Busfor — в розничной сети «Связного».
Мы активно работаем над расширением списка авиакомпаний, интегрируемых напрямую (например, через протокол NDC), что позволяет нам улучшить ценовое предложение и более эффективно предлагать дополнительные услуги, которые зачастую не всегда доступны при оформлении авиабилета с использованием GDS систем.
Так же интересно...
Комментарии отключены